Инклюзивное образование и доступная среда

ЭОР          

Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино нет.

Федеральные  и региональные документы по организации обучения детей с ОВЗ

 СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

                                   в 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ

Всего учащихся 145
Всего учащихся с ОВЗ 35
Обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития в образовательной организации 35
Обучаются по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью  в образовательной организации 0
   
  • ФГОС для детей с ОВЗ
  •  Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
  •  Ребенок, каким бы он ни был — прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов. Первый термин, принятый в России для обозначения идеи включения детей с особенностями развития в сообщество обычных сверстников, был «интеграция». В последние годы в работах зарубежных ученых термин «интеграция» стал применяться для обозначения попыток механистического объединения детей, без учета всей специфики сопровождения этого процесса. Сейчас все чаще стали употреблять термин «инклюзия».
  •  Инклюзивное образование дает возможность всем детям с особенностями развития в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива, а также направлено на развитие у вех детей способностей, необходимых для общения.
  •  Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
  •  В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
  •  Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные  программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.
  •  КАКИМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГАРАНТИРОВАНО ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
  •  Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
  •  В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
  •  Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
  •  ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 30.08.2013 Г. N 1015 Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ»
  • РЕБЕНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ, РЕГУЛЯРНО ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ НЕ МОЖЕТ. КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭТОГО ПРЕДУСМОТРЕНЫ В ЗАКОНЕ?
  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает две ситуации: семейное образование и обучение на дому.
  •  В соответствии с ч. 2 ст. 63 данного Федерального закона общее образование может быть получено в форме семейного образования. Согласно же ч. 3 ст. 17 рассматриваемого Федерального закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  •  МОЖНО ЛИ ОСТАВИТЬ НА ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ПРИЧИНЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ?
  •  Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
  •  ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО РОДИТЕЛИ ПЕРЕВЕСТИ РЕБЕНКА ИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ В ОБЫЧНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ?
  •  Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
  •  РЕБЕНОК-ПЕРВОКЛАССНИК ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСВАИВАЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. РОДИТЕЛИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОБСЛЕДОВАТЬ РЕБЕНКА НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
  •  Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).
  •  ПРАВА ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
  •  К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие
  •  
  • Использование ЭФУ как средство достижения планируемых результатов
  • Сведения о средствах обучения и воспитания
  • Тренажеры на развитие внимания, памяти и увеличения словаря (ЯНАО г.Надым)Методический материал подготовлен: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г.Надыма»
    Автор:Плац Марина Владимировна
    Тема: Тренажеры на развитие внимания, памяти и увеличения словаря
    Вид материалов представлен в формате презентаций.
    Презентация 123.Упражнения с массажными мячиками (г.Южно-Сахалинск)Методический материал подготовлен: МБДОУ№28 детский сад «Матрёшка» г.Южно-Сахалинска
    Автор: Трошина Анна
    Тема: Упражнения с массажными мячиками
    Вид материала представлен в формате текстовой рекомендации.Игры с водой дома (г. Междуреченск)Методический материал подготовлен: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №35 «Лесная сказка»
    Автор: Закиева Наталья Викторовна
    Тема: Игры с водой дома
    Вид материала представлен в формате текстовой рекомендации.  

    Видеоролик для дошкольников «Ученье с увлечением» (г. Тамбов)

    Методический материал подготовлен: МДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» город Тамбов
    Автор: Провкина Татьяна Михайловна
    Тема: Видеоролик для дошкольников «Ученье с увлечением»
    Вид материала представлен в формате видеоролика и текстового сопровождения к нему.

    Логопедическое пособие по коррекции просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста (г.Тамбов)

    Методический материал подготовлен: МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» города Тамбова
    Автор: Стрижевская Оксана Евгеньевна
    Тема: Логопедическое пособие по коррекции просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
    Вид материала представлен в формате методического пособия.

    Формирование навыков арифметических действий у детей с нарушениями развития (г. Екатеринбург)

    Методический материал подготовлен: ГБОУ СО ЦПМСС «Эхо» г. Екатеринбург
    Автор: Аристова Галина Александровна
    Тема: Формирование навыков арифметических действий у детей с нарушениями развития
    Вид материала представлен в формате видео.

    Использование интерактивных авторских курсов при организации дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ (г. Самара)

    Методический материал подготовлен: ГБОУ школа-интернат №113 г.о. Самара
    Автор: Вильдина Е.А., Слепушкина А.А., Фомина И.Н.
    Тема: Использование интерактивных авторских курсов при организации дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ
    Вид материала представлен в формате текстовой рекомендации.

    Коррекционные занятия (г. Новосибирск)

    Методический материал подготовлен: МКОУ С (К)Ш №1 г.Новосибирск
    Автор: Корольчук О.А.
    Тема: Коррекционные занятия
    Вид материала представлен в формате конспектов коррекционных занятий.

    Рабочая тетрадь к учебнику «Речевая практика» 3 класс (г. Краснодар)

    Методический материал подготовлен: ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 15 г. Краснодара
    Авторы: Невольникова Марина Владимировна, Газизуллина Дина Маратовна, Свирида Тамара Николаевна, Лобанова Елена Андреевна, Хлебова Ольга Николаевна
    Тема: Рабочая тетрадь к учебнику «Речевая практика» 3 класс
    Вид материала представлен в формате рабочей тетради и пояснительной записки к ней.

    Методические разработки при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (г. Кириши)

    Методический материал подготовлен: МАУ МБУ МППС Кириши
    Автор: Самойлова Н.В.
    Тема: Методические разработки при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
    Вид материала представлен в формате текстовых рекомендаций и сопровождения в виде презентаций.

    Методический материал по организации дистанционного обучения с использованием дистанционных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями в 1 классе (г.Усть-Лабинск)

    Методический материал подготовлен: ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №35 г.Усть-Лабинска
    Автор: Холина Ирина Александровна
    Тема: Методический материал по организации дистанционного обучения с использованием дистанционных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями в 1 классе
    Вид материала представлен в формате текстовой методического материала.

    Разработки заданий по ИЗО для детей с ОВЗ (г. Мытищи)

    Методический материал подготовлен: МБОУ НШДС ОВЗ г. Мытищи
    Автор: Борисова Анна Ивановна
    Тема: Разработки заданий по ИЗО для детей с ОВЗ
    Вид материала представлен в формате презентаций.

    Видеоролик «Воздушно-пузырьковая пленка. Развивающие задания» (г. Санкт-Петербург)

    Методический материал подготовлен: ГБОУ Школа №656 Курортного района Санкт-Петербурга
    Автор: Шестакова Елизавета Николаевна
    Тема: Видеоролик «Воздушно-пузырьковая пленка. Развивающие задания»
    Вид материала представлен в формате видеоролика.

    Виртуальный кабинет по биологии для 5-9 классов (г. Новокузнецк)

    Методический материал подготовлен: МАОУ «СОШ № 110» г. Новокузнецка Кемеровской области
    Автор: Сыстерова Виктория Олеговна
    Тема: Виртуальный кабинет по биологии для 5-9 классов
    Вид материала представлен в формате ссылки на персональный сайт учителя биологии Сыстеровой В.О.

    Коррекция нарушений в развитии внимания для детей с ОВЗ (младший школьный возраст)(г. Белый)

    Методический материал подготовлен: МОУ Бельская средняя общеобразовательная школа (г. Белый)
    Автор: Стрелкова Татьяна Альбертовна
    Тема: Коррекция нарушений в развитии внимания для детей с ОВЗ (младший школьный возраст)
    Вид материала представлен в формате презентации и методической рекомендации к ней.

    Конспект урока по английскому языку во 2 классе (с. Кинель-Черкасский)

    Методический материал подготовлен: ГБОУ Самарской области СОШ № 2 «Образовательный центр»
    Автор: Пичугина Юлия Сергеевна
    Тема: Конспект урока по английскому языку во 2 классе
    Вид материала представлен в формате конспекта урока и презентации.

    Конспекты уроков по биологии для 6,7 и 8 классов (г. Чита)

    Методический материал подготовлен:ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
    Автор: Спиридонова Юлия Викторовна
    Тема: Конспекты уроков по биологии для 6,7 и 8 классов
    Вид материала представлен в формате технологических карт уроков и наглядных пособий к ним.

    Цикл занятий по развитию графических навыков, мелкой моторики, зрительно-моторной координации (г. Мончегорск)

    Методический материал подготовлен: Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение Мончегорская коррекционная школа (г. Мончегорск)
    Автор: Чистякова И.Ю.
    Тема: Цикл занятий по развитию графических навыков, мелкой моторики, зрительно-моторной координации
    Вид материала представлен в формате методического материала.

    Использование дистанционных образовательных технологий в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников с умственной отсталостью (г. Ногинск)

    Методический материал подготовлен:МБДОУ «Детский сад №45 «Теремок» комбинированного вида» г. Ногинска
    Автор: Мыльникова Юлия Владимировна, Лазарева Евгения Сергеевна
    Тема: Использование дистанционных образовательных технологий в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников с умственной отсталостью
    Вид материала представлен в формате методического материала.

    Методические рекомендации по дистанционному обучению лиц с ОВЗ (г. Кузбасс)

    Методический материал подготовлен: МКОУ СКШ № 9 (г. Кузбасс)
    Автор: Поставная Алла Константиновна, Скорикова Людмила Александровна, Колбасина Елена Сергеевна
    Тема: Методические рекомендации по дистанционному обучению лиц с ОВЗ
    Вид материала представлен в формате презентации.

    Конспект урока «Развитие речи со слабослышащими обучающимися» для 11 класса (г.Ставрополь)

    Методический материал подготовлен: ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Ставрополя»
    Автор: Абдокова Людмила Сергеевна
    Тема: Развитие речи со слабослышащими обучающимся для 11 класса
    Вид материала представлен в формате конспекта.

    Цикл коррекционно — развивающих занятий «ВРЕМЕНА ГОДА» для детей с ОВЗ (г.Тула)

    Методический материал подготовлен: МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 6»
    Автор: Дзядевич Ирина Викторовна
    Тема: Цикл коррекционно — развивающих занятий «ВРЕМЕНА ГОДА» для детей с ОВЗ
    Вид материала представлен в формате текстовых материалов.

    Видеоурок по ИЗО для детей с НОДА (г. Георгиевск)

    Методический материал подготовлен: ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 29»
    Автор: Гаспарова Вера Сергеевна
    Тема: Видеоурок по ИЗО для детей с НОДА
    Вид материала представлен в формате видеоролика.

    Конспект урока математики с обучающимися с нарушениями слуха

    Методический материал подготовлен: ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Ставрополя»
    Автор: Коляса Мария Евгеньевна
    Тема: Конспект урока математики с обучающимися с нарушениями слуха
    Вид материала представлен в формате конспекта.

    Особенности работы учащихся ОВЗ с текстами художественных произведений в условиях организации дистанционного обучения с использованием Google Форм

    Методический материал подготовлен: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 имени Георгия Александровича Чернова» г.Воркуты
    Автор: Исхакова Ольга Анатольевна
    Тема: Особенности работы учащихся ОВЗ с текстами художественных произведений в условиях организации дистанционного обучения с использованием Google Форм
    Вид материала представлен в формате текстовой рекомендации.

    Развивающие видеоролики для расширение кругозора младших школьников с ОВЗ (г.Майкоп)

    Методический материал подготовлен: МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
    Автор: Слесарева Татьяна Юрьевна
    Тема: Развивающие видеоролики для расширение кругозора младших школьников с ОВЗ
    Вид материала представлен в формате видеороликов.

    видеоролики, размещенные по ссылкам
    https://drive.google.com/open?id=1UwCB4RcRBC6NvUK2EkcTKFzP14pXhNcd
    https://drive.google.com/open?id=1qVQMqY3MIX9YyiyDlsqe1LQQ-sSDd5VW
    https://drive.google.com/open?id=1_0JPpxbNg1QfRb3q943quviZ-i27q92N

    Файлы, ссылки

    Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»)

           Куда пойти учиться

    Для лиц с ОВЗ и инвалидностью

    Информация этого раздела предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, планирующих получить профессиональное образование или пройти профессиональное обучение в профессиональных образовательных организациях Самарской области.

    Профессиональные образовательные организации также называют учреждениями среднего профессионального образования (сокращенно – учреждения СПО). К ним относятся техникумы, колледжи, училища.

    При выборе профессии лицам с ОВЗ и инвалидам нужно обязательно учитывать рекомендации, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) или в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. Основой для выбора возможных видов трудовой и профессиональной деятельности и образования также может стать Перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, разработанный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Справочник направлений обучения, профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) для обучения, трудовой и профессиональной деятельности с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности; профессиональных образовательных организаций Самарской области, осуществляющих прием лиц с ОВЗ и инвалидностью составленный специалистами ЦПО Самарской области.

    На страницах сайта «Куда пойти учиться» в разделах «Для выпускников школ» и «Получение профессии без получения общего образования и образование для взрослых» можно найти подробную информацию по каждой профессии: срок обучения, форму обучения, необходимый уровень образования (9 классов, 11 классов), наличие специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидами, телефон приемной комиссии и другие необходимые сведения. Также ежегодно в марте месяце учреждения СПО размещают на своем сайте и/или информационном стенде перечень профессий, по которым проводится прием на следующий учебный год, и необходимые требования для поступающих, в том числе информацию о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) с указанием перечня врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований, общих и дополнительных медицинских противопоказаний.

    В силу того, что нарушения здоровья у поступающих в учреждения СПО инвалидов и лиц с ОВЗ сильно варьируются по характеру, степени сложности, времени появления, рекомендуется по вопросам поступления и обучения в каждом конкретном случае проконсультироваться у специалистов приемной комиссии.

    Учреждения СПО проводят прием в специализированные учебные группы на обучение по следующим образовательным программам:

    Код профессии/специальности Наименование профессии, специальности Учреждение СПО
    38.01.01. Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова»
    09.02.03. Программирование в компьютерных системах государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области Самарский государственный колледж
    38.02.03. Операционная деятельность в логистике государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области Самарский государственный колледж
    09.01.01. Наладчик аппаратного и программного обеспечения государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально-экономический колледж»
    54.02.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Колледж технического и художественного образования г. Тольятти»
    09.02.04. Информационные системы (по отраслям) государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально-педагогический колледж»
    34.02.02. Медицинский массаж государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тольяттинский медицинский колледж»